Автор: Сагадеев Рашид Махмудтович 
преподаватель высшей квалификационной категории
 
Место и дата написания: Архангельск, 2006 год
 
Содержание
 
1.    Введение
2.    Историческая справка
3.    Методика проведения мастер-класса
4.    Заключение
5.    Список литературы
 
  
Введение
 
   Эпиграфом к своей работе я бы взял народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 
   Профессиональное мастерство   всегда   есть плод   достаточно   длительного  творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. 
  Педагог-художник — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории  преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества.
  Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности учителя. Ещё во время обучения в университете, наиболее сильное впечатление произвели на меня уроки мастерства по живописи педагога Г. Кравченко. Его мастер - классы в аудитории при решении учебных задач (портрет, обнажённая натура и д.р.) поражали мастерством владения кистью и материалом, вдохновляли! Большую роль в становлении меня, как художника сыграли и индивидуальные мастер-классы архангельского живописца Котова Ивана Семёновича.   
   Работая в художественной школе, мне хочется передать свои знания и профессиональные навыки в изобразительном искусстве моим ученикам и коллегам. Я считаю, что наиболее эффективно, это можно сделать через живой показ, систему мастер - классов.
   Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен в следствии успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика. 
   Сегодня мастер-класс – является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства « Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи».  
 
Историческая справка
 
    Обратимся к истории методики обучения изобразительному искусству. По законам Древнего Египта сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки той или иной профессии передавались из поколения в поколение. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства, наблюдая весь процесс создания произведения от начала до конца. 
     В Древней  Греции и в Эпоху Возрождения в Италии,  в период расцвета искусства, система обучения была такова – мальчика в возрасте 10 – 12 лет родители отдавали для обучения мастеру. Ребёнок с первых же дней начинал, наблюдая осваивать ремесло своего учителя, и проходил путь от ученика к подмастерью, а затем сам становился мастером.  Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, приёмы работы, начиная с перетирания красок  и заканчивая созданием художественных произведений.  Обучение изобразительному искусству, проходило прямо в мастерских художников и, было построено на практической основе непосредственного и творческого общения молодёжи с педагогом-художником. 
   Проблемами обучения занимался и известный художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Он большое значение придавал личному показу при обучении рисованию. Так же Дюрер отмечал, что наилучшим методом обучения является тот, где сочетаются   научно-теоретические объяснения с наглядной демонстрацией процесса. Альбрехт Дюрер писал «Никто не должен стыдиться учиться», так как познать все тайны искусства очень сложно, поэтому художнику надо всё время учиться и совершенствоваться, каким бы высоким мастерством он не овладел. 
   Деятельность прославленного художника и педагога Питера Паулса Рубенса (1577 – 1640) была связана с методикой преподавания рисунка. Обучая рисунку, Рубенс  старался наглядно показать тот или иной приём работы, технические возможности материала, конструктивную закономерность строения формы. Поправляя ученику рисунок, он сопровождал работу ясными и подробными пояснениями.
   Методика преподавания с тех времён претерпела  много изменений, были кризисы и были периоды подъёма, но такой приём обучения, как мастер-класс всегда был эффективен и имел своих сторонников. Сегодня мастер-класс широко используется в системе дополнительного образования. Он актуален при обучении в детской художественной школе, на всех этапах обучения. Наиболее широко он используется в Московской школе акварели Сергея Андрияки, где практически каждый урок это мастер-класс по работе акварелью. Им разработана специальная методика, основу которой, составляет то, что все задания даваемые ученикам, выполняются параллельно с педагогом. Художник-преподаватель  на личном примере, методично показывает всю последовательность ведения работы. Сам Андрияка также регулярно проводит мастер-классы для коллектива педагогов своей школы. Кроме того, в этом заведении можно приобрести видеоматериалы по работе акварелью, как самого  известного акварелиста С. Андрияки, так и его учеников, преподавателей школы.  
 
Методика проведения мастер-класса
 
   Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора.
   Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя. 
   Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя. Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель».  Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников. 
   Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:
- обзор актуальных проблем  в системе обучения предмету (рисунок, живопись, методика обучения учащихся определённого возраста и т.п.); 
 
- различные приемы, тонкости и нюансы использования художественных материалов ;  
 
- отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог; 
 
- инновационные моменты деятельности;
 
- авторские программы, методы и их применение на практике. 
 
В ходе мастер – класса для преподавателей, участники :
- изучают разработки по теме мастер – класса ; 
 
-  участвуют в обсуждении полученных результатов; 
 
-   задают вопросы, получают консультации; 
 
К особенностям проведения  мастер - классов при обучении в ДХШ и художественном отделении ДШИ можно отнести: 
- привлечение для занятий опытных художников-педагогов; 
 
- участие учащихся  и преподавателя одновременно в мастер - классах; 
 
- специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер - классов. 
 
 
Мастер-классы в системе обучения изобразительной деятельности возможно классифицировать следующим образом: 
1.     по степени присутствия:
-       дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная         трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);
-       с личным присутствием художника-педагога. 
2.     по составу аудитории:
-       для педагогов;
-       для учащихся;
-       смешанная группа (педагог и учащийся).
3.     по месту проведения:
-       аудитория (класс);
-       в мастерской художника, в музее, на выставке;
-       на пленере.
4.     по охвату аудитории:
-       индивидуальные;
-       групповые (одновозрастные, разновозрастные)
 
Разберём на примерах:
Пример 1.  
Групповой мастер-класс для преподавателей и учащихся ДХШ. Данный мастер-класс проводился по теме «Архитектурный пейзаж». Преподаватель во время проведения мастер-класс показывал поэтапное  выполнение работы акварелью. Учащиеся выполнили этюд совместно с ведущим мастер-класс.
 
Пример 2.
Мастер- класс по металопластике в аудитории и являлся групповым. Данный мастер-класс был проведён в ноябре 2005 года, для учащихся средней школы в Австралии.  Учащиеся знакомились с новым конструкционным материалом  -- мягкой металлической проволокой и по окончании мастер-класса, выполнили творческую работу. Работы выполнялись каждым участником индивидуально, под руководством ведущего.
 

 
         Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер - класса  подчиняется логическому построению  : 
1.     Классическая схема организации мастер класса:
- Теоретическая часть 
 
- Практическая часть (отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых практических навыков)
 
- Рефлексия (рекомендации для практической деятельности, ответы на вопросы).
 
2.     Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы.
- объявление темы, целей и задач;
 
- организация рабочего места;
 
- рассказ о материале и технике выполнения задания;
 
- показ образцов работ выполненных ранее;
 
- поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
 
- подведение итогов 
 
 3.     Мастер класс для педагогов-коллег, знакомство с новой программой, методикой преподавания. 
- объявление темы, целей и задач;
 
- организация рабочего места;
 
- рассказ о программе и новой методике преподавания; 
 
- показ  работ, по теме мастер - класса , выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
 
- ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для учащихся с комментариями). 
 
 Заключение
    Данная работа обобщает мой личный 25-летний педагогический опыт и опыт работы с учащимися преподавателей Детской художественной школы №1 города Архангельска. Я регулярно провожу мастер - классы, для учащихся своего класса, педагогов школы, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег. 
   Я провёл большое количество мастер-классов по работе с традиционными живописными и графическими материалами, а так же по лёдовой, снежной, огненной и песчаной скульптуре, металлопластике для  различных слушателей в разных городах России и за рубежом (Швеция, Германия, Австралия, Норвегия) на английском языке. 
 
   Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения. Большим плюсом при проведении мастер -класса будут, представленные  педагогом письменно оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов  позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. 
   Принимая во внимание историческое наследие в методике обучения изобразительному искусству, мастер-класс всегда будет актуален и востребован.  
Список литературы
 
1.     Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.
2.     Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с., ил.
3.     Ростовцев Н.Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. – 288 с., 193 ил.
4.     Русских  Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3 .
5.     Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? - «Народное образование», 1998, № 7-8.