Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования  Архангельской области 

"ДЕТСКАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1"

Методическая разработка "Методика проведения мастер-класса"

 

 

 Автор: Сагадеев Рашид Махмудтович

преподаватель высшей квалификационной категории

 

Место и дата написания: Архангельск, 2006 год


 

Содержание

 

1.    Введение

2.    Историческая справка

3.    Методика проведения мастер-класса

4.    Заключение

5.    Список литературы

 

  

Введение

 

   Эпиграфом к своей работе я бы взял народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

   Профессиональное мастерство   всегда   есть плод   достаточно   длительного  творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.

  Педагог-художник — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории  преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества.

  Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности учителя. Ещё во время обучения в университете, наиболее сильное впечатление произвели на меня уроки мастерства по живописи педагога Г. Кравченко. Его мастер - классы в аудитории при решении учебных задач (портрет, обнажённая натура и д.р.) поражали мастерством владения кистью и материалом, вдохновляли! Большую роль в становлении меня, как художника сыграли и индивидуальные мастер-классы архангельского живописца Котова Ивана Семёновича.  

   Работая в художественной школе, мне хочется передать свои знания и профессиональные навыки в изобразительном искусстве моим ученикам и коллегам. Я считаю, что наиболее эффективно, это можно сделать через живой показ, систему мастер - классов.

   Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен в следствии успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика. 

   Сегодня мастер-класс – является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства « Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи»[1].  

 

Историческая справка

 

    Обратимся к истории методики обучения изобразительному искусству. По законам Древнего Египта сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки той или иной профессии передавались из поколения в поколение. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства, наблюдая весь процесс создания произведения от начала до конца.

     В Древней  Греции и в Эпоху Возрождения в Италии,  в период расцвета искусства, система обучения была такова – мальчика в возрасте 10 – 12 лет родители отдавали для обучения мастеру. Ребёнок с первых же дней начинал, наблюдая осваивать ремесло своего учителя, и проходил путь от ученика к подмастерью, а затем сам становился мастером.  Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, приёмы работы, начиная с перетирания красок  и заканчивая созданием художественных произведений.  Обучение изобразительному искусству, проходило прямо в мастерских художников и, было построено на практической основе непосредственного и творческого общения молодёжи с педагогом-художником.

   Проблемами обучения занимался и известный художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Он большое значение придавал личному показу при обучении рисованию. Так же Дюрер отмечал, что наилучшим методом обучения является тот, где сочетаются   научно-теоретические объяснения с наглядной демонстрацией процесса. Альбрехт Дюрер писал «Никто не должен стыдиться учиться»[2], так как познать все тайны искусства очень сложно, поэтому художнику надо всё время учиться и совершенствоваться, каким бы высоким мастерством он не овладел.

   Деятельность прославленного художника и педагога Питера Паулса Рубенса (1577 – 1640) была связана с методикой преподавания рисунка. Обучая рисунку, Рубенс  старался наглядно показать тот или иной приём работы, технические возможности материала, конструктивную закономерность строения формы. Поправляя ученику рисунок, он сопровождал работу ясными и подробными пояснениями.

   Методика преподавания с тех времён претерпела  много изменений, были кризисы и были периоды подъёма, но такой приём обучения, как мастер-класс всегда был эффективен и имел своих сторонников. Сегодня мастер-класс широко используется в системе дополнительного образования. Он актуален при обучении в детской художественной школе, на всех этапах обучения. Наиболее широко он используется в Московской школе акварели Сергея Андрияки, где практически каждый урок это мастер-класс по работе акварелью. Им разработана специальная методика, основу которой, составляет то, что все задания даваемые ученикам, выполняются параллельно с педагогом. Художник-преподаватель  на личном примере, методично показывает всю последовательность ведения работы. Сам Андрияка также регулярно проводит мастер-классы для коллектива педагогов своей школы. Кроме того, в этом заведении можно приобрести видеоматериалы по работе акварелью, как самого  известного акварелиста С. Андрияки, так и его учеников, преподавателей школы. 

 
Методика проведения мастер-класса

 

   Мастер-класс – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора.

   Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя.

   Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя. Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель».  Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

   Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:

  • обзор актуальных проблем  в системе обучения предмету (рисунок, живопись, методика обучения учащихся определённого возраста и т.п.);
  • различные приемы, тонкости и нюансы использования художественных материалов ; 
  • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
  • инновационные моменты деятельности;
  • авторские программы, методы и их применение на практике.

В ходе мастер – класса для преподавателей, участники :

  • изучают разработки по теме мастер – класса ;
  •  участвуют в обсуждении полученных результатов;
  •   задают вопросы, получают консультации;

К особенностям проведения  мастер - классов при обучении в ДХШ и художественном отделении ДШИ можно отнести:

  • привлечение для занятий опытных художников-педагогов;
  • участие учащихся  и преподавателя одновременно в мастер - классах;
  • специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер - классов.

 

Мастер-классы в системе обучения изобразительной деятельности возможно классифицировать следующим образом:

1.     по степени присутствия:

-       дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная         трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);

-       с личным присутствием художника-педагога.

2.     по составу аудитории:

-       для педагогов;

-       для учащихся;

-       смешанная группа (педагог и учащийся).

3.     по месту проведения:

-       аудитория (класс);

-       в мастерской художника, в музее, на выставке;

-       на пленере.

4.     по охвату аудитории:

-       индивидуальные;

-       групповые (одновозрастные, разновозрастные)

 

Разберём на примерах:

Пример 1. 

Групповой мастер-класс для преподавателей и учащихся ДХШ. Данный мастер-класс проводился по теме «Архитектурный пейзаж». Преподаватель во время проведения мастер-класс показывал поэтапное  выполнение работы акварелью. Учащиеся выполнили этюд совместно с ведущим мастер-класс.

 

Пример 2.

Мастер- класс по металопластике в аудитории и являлся групповым. Данный мастер-класс был проведён в ноябре 2005 года, для учащихся средней школы в Австралии.  Учащиеся знакомились с новым конструкционным материалом  -- мягкой металлической проволокой и по окончании мастер-класса, выполнили творческую работу. Работы выполнялись каждым участником индивидуально, под руководством ведущего.

 

 

         Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер - класса  подчиняется логическому построению  :

1.     Классическая схема организации мастер класса:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть (отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых практических навыков)
  • Рефлексия (рекомендации для практической деятельности, ответы на вопросы).

2.     Мастер-класс по знакомству с художественным материалом, новыми техниками и приёмами работы.

  • объявление темы, целей и задач;
  • организация рабочего места;
  • рассказ о материале и технике выполнения задания;
  • показ образцов работ выполненных ранее;
  • поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
  • подведение итогов

 3.     Мастер класс для педагогов-коллег, знакомство с новой программой, методикой преподавания.

  • объявление темы, целей и задач;
  • организация рабочего места;
  • рассказ о программе и новой методике преподавания;
  • показ  работ, по теме мастер - класса , выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
  • ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для учащихся с комментариями).

 Заключение

    Данная работа обобщает мой личный 25-летний педагогический опыт и опыт работы с учащимися преподавателей Детской художественной школы №1 города Архангельска. Я регулярно провожу мастер - классы, для учащихся своего класса, педагогов школы, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег.

   Я провёл большое количество мастер-классов по работе с традиционными живописными и графическими материалами, а так же по лёдовой, снежной, огненной и песчаной скульптуре, металлопластике для  различных слушателей в разных городах России и за рубежом (Швеция, Германия, Австралия, Норвегия) на английском языке.

 

 

   Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения. Большим плюсом при проведении мастер -класса будут, представленные  педагогом письменно оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов  позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.

   Принимая во внимание историческое наследие в методике обучения изобразительному искусству, мастер-класс всегда будет актуален и востребован.  


Список литературы

 

1.     Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.

2.     Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с., ил.

3.     Ростовцев Н.Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. – 288 с., 193 ил.

4.     Русских  Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3 .

5.     Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? - «Народное образование», 1998, № 7-8.

 


 

[1] Русских  Г.А.. « Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла»

[2] А. Дюрер. Дневники. Письма. Трактаты в 2-х томах, Л. – М., 1957, т.2, с. 31.

Дата последнего обновления страницы 02.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения